2020 21.02

Прошло почти три года, как Верховный Суд РФ разрешил оплачивать дополнительные работы по государственным контрактам в строительстве, при определенных условиях, конечно (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 г.

Однако, вот «новый поворот».

Уже после заключения, в процессе исполнении государственного контракта на строительство объекта, выяснилось, что проектная документация не соответствует реальным особенностям местности, на которой должны производиться строительные  работы.

Чтобы осуществить строительство в срок, и с надлежащим качеством, подрядчик произвел дополнительные работы. Однако, контракт был исполнен только частично и без взаимных претензий был расторгнут по соглашению сторон.

Позднее был заключен аналогичный контракт на достройку того же объекта. И после очередного расторжения уже второго контракта подрядчик всё-таки потребовал оплатить ранее выполненные дополнительные работы. Все судебные инстанции, в том числе Верховный Суд, отказали подрядчику в удовлетворении иска.

Суды встали на сторону заказчика и указали, что работы:

-  не являются дополнительными, поскольку непосредственно связаны с объектом закупки (хм, а бывают дополнительные работы, не связанные с объектом закупки?);

- не были  срочными, могли быть приобретены по новому контракту;

- не согласованы с заказчиком, так как подтверждающие документы подписаны только одной стороной (а заказчик ничего и не знал оказывается);

- необязательны, поскольку подрядчик не представил локально-сметную документацию, которая обосновывала бы экономическую целесообразность работ (обязательность работ определяется не сметой, а техническими регламентами, СНиПами наконец).

Правда, есть и другие моменты, не пользу подрядчика. Как было установлено судами, значительную часть дополнительных работ, подрядчик выполнил в период между двумя контрактами. То есть без контракта, и, следовательно, эти работы и назвать-то дополнительными можно с трудом. Вот так. Внимательнее надо быть подрядчикам.

(Определение ВС РФ от 30.01.2020 N 309-ЭС19-25897)